
Когда говорят про экспорт камнеобрабатывающих ЧПУ из Китая, все сразу вспоминают про Россию или Европу, но реальная картина куда интереснее - например, вьетнамские производители внезапно стали закупать больше итальянских брендов, чем наших, а ведь ещё пару лет назад...
Если брать статистику за 2023 год от ООО Цюаньчжоу Дельжуй Каменные Инструменты, то в тройке лидеров кроме ожидаемой России неожиданно оказалась Турция - их производители активно переходят с ручного оборудования на 5-осевые станки для сложного мрамора. Причём берут не самые дорогие модели, а те что подешевле, но с хорошей точностью позиционирования.
Вот Индия хоть и покупает много, но там своя специфика - предпочитают брать станки попроще, часто без систем охлаждения, потому что работают в основном с гранитом. Мы через chinastonemachine.ru как-то отправили партию в Ченнаи, так там до сих пор работают в цехах без кондиционеров, при +40.
А вот Польша и Египет стабильно берут оборудование среднего ценового сегмента, но с полной комплектацией - с пылесосами, системой подачи СОЖ, иногда даже с дополнительными шпинделями. Видимо, сказывается близость к европейскому рынку.
Для Ближнего Востока, например ОАЭ, приходится специально усиливать систему защиты от песка - обычные уплотнения выходят из строя за полгода. Пришлось совместно с инженерами Дельжуй разрабатывать двойные лабиринтные уплотнения, хотя изначально казалось - какая разница, песок он и в Африке песок.
В Юго-Восточной Азии другая проблема - высокая влажность. Для Индонезии и Малайзии стали ставить дополнительные осушители в шкафы управления, после того как на одной из поставок в Джакарту за месяц отказали три частотных преобразователя.
Российские клиенты чаще всего просят адаптировать ПО под кириллицу и добавить функции для работы при низких температурах - особенно для Урала и Сибири. Кстати, именно по запросу наших российских партнёров мы начали ставить подогреватели масла в гидравлику.
Интересно наблюдать как разный подход к ценообразованию влияет на выбор стран-покупателей. Европейцы готовы платить на 20-30% дороже за 'брендовые' решения вроде тех же итальянских станков, хотя по факту 70% комплектующих у них китайские.
А вот страны СНГ научились считать деньги - берут китайские станки, но часто просят упрощённые версии без 'лишних' опций. Белорусские предприятия, например, предпочитают брать базовые модели а потом самостоятельно докупают оснастку у местных производителей.
Средняя Азия вообще отдельная история - там до сих пор активен рынок б/у оборудования из Китая. Мы как-то пытались бороться с этим через программу трейд-ин, но не особо получилось - местные предприниматели предпочитают купить три подержанных станка вместо одного нового.
За 20 лет работы ООО Дельжуй Каменное Оборудование поняла одну простую вещь - в странах с неразвитой сервисной инфраструктурой проще продать два простых станка чем один сложный. Потому что когда ломается 5-осевой ЧПУ в Казахстане, ждать специалиста из Китая приходится по 2-3 недели.
Поэтому для удалённых регионов мы разработали систему диагностики через видео-конференции - местный техник с телефоном в руках, наш инженер на связи. Работает, кстати, лучше чем ожидали - в прошлом году так удалось решить 70% сервисных случаев без выезда.
А вот для Европы наоборот - важна скорость реакции. Немецкие клиенты готовы платить за сервисный контракт с гарантией выезда в течение 48 часов. Пришлось создавать сеть сервисных центров в Польше и Чехии специально для этого.
Сейчас присматриваемся к Африке - в Нигерии и Гане начался бум строительства из натурального камня. Правда, там свои сложности - проблемы с логистикой и нестабильное электропитание. Приходится разрабатывать специальные версии станков с усиленными стабилизаторами.
Латинская Америка тоже показывает рост, особенно Мексика и Бразилия. Но там сильная конкуренция с местными производителями, которые делают упор на простоту и ремонтопригодность. Пришлось пересматривать конструкцию некоторых узлов - делать их более модульными.
В общем, рынок фрезерных станков с ЧПУ постоянно меняется, и чтобы оставаться на плаву, нужно не просто продавать оборудование, а понимать специфику каждого региона. Как показывает практика Дельжуй, универсальных решений не существует - каждый рынок требует своего подхода.